Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый
этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль
самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
- провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном
сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных
форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у
учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию
регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию
педагогов несколько интересных идей.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Оригинальные способы проверки домашнего задания
- Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых
будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна
точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая,
отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В
дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее
станет более глубокое познание сущности изученного явления.
- Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания.
Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия,
изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на
вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них
— учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно
адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике –
Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору
Михайловичу Достоевскому.
- Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом
завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю
необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его
учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно
разгадывать всем классом.
- Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после
параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с
ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс
проверки будет внесено.
- Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и
выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков,
внесением дополнений и уточнений).
- Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или
английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться
тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить
оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
- Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по
теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое
задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
- Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на
экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки,
получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
- Опрос-светофор
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска
красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к
учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на
поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов
ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает
красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую
ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом
красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу
ответить!».
- Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо
обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает
оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает
ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает
того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на
подготовку.
- Взаимный опрос
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести
опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в
третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз
попробовать свои силы.
- Программируемый опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех,
которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе
используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных
мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту
неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
- Тихий опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
- Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и
логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель
в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль
другому ученику.
- Лист «защиты»
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том
же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в
защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать.
Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
- Игра «Рисуем ответ»
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на
которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть
предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
- Игра «Похлопаем-потопаем»
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты
ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в
ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная
разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
- Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой
из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и
поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно,
чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
- Игра «Семицветик»
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными
лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме
команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд
не соберет цветок полностью.
Игра «Лови мяч»
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Игра «Лови мяч»
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Подведем итоги
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом
зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и
содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы
проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения
результата должны применяться педагогом систематически и комплексно
1. Бином Ньютона (текст и презентация)
2. Открытый урок в 5 класе (урок и презентация)
3. Открытый урок 7-А
4. Уравнения
5. Презентация "Роль математики в химии"
6. Презентация "Проф. обучение 7-Б"
7. Презентация "Предикаты Слотина и Ковалева"
8. Презентация "Паралельність"
9. Презентация "Математика в медицине"
10. Презентация "Прогрессия вокруг нас"
11. Дидактический материал "Математический марафон"
12. Сценарий "Математический КВН 2015" (сценарий и фотографии в одной папке)
13. Урок на тему "Решение треугольников" (План конспект и презентация)
Комментариев нет:
Отправить комментарий